Методическая служба в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Прокопьевский промышленно-экономический техникум» является организационной структурой в образовательной системе техникума и объединяет все субъекты методической работы различных уровней (рис. 1).
Рис. 1 - Структура МС ГПОУ ППЭТ
В структуру методической службы входит:
- методический отдел (заместитель директора по НМР, методист, документовед);
-зам. директора по УР;
- цикловые методические комиссии.
Деятельность методической службы регулируется локальными нормативными документами:
- Программа развития ГПОУ ППЭТ;
- Программа развития Методической службы;
- Положение о методическом отделе;
- Положение о научно-методическом Совете техникума;
- Положение цикловой методической комиссии;
- Положение о проблемно-творческой группе;
- Положение о школе начинающего педагога;
- Положение о портфолио педагога;
- Положение об аттестационной комиссии ГПОУ ППЭТ по аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;
- Положение о содержании учебно-методических комплексов дисциплин профессиональных модулей;
- Положение о разработке, регистрации и использовании электронных курсов в системе дистанционного обучения MOODLE;
- Положение о разработке учебно-методических материалов;
- Положение о наставничестве;
- Положение о конкурсе «Лучший педагог-наставник»;
- Положение о фестивале педагогических идей и т.д.
Ресурсное обеспечение:
Методический отдел состоит из 2-х методистов и заместителя директора по НМР; имеется методический кабинет, обеспеченный необходимой организационной техникой для организации работы. Функционирует электронный методический кабинет в локальной сети техникума.
В методическую работу активно вовлечены руководители проблемных групп, отдельные председатели ЦМК, которые осуществляют профессионально-личностную поддержку в решении задач, определенных методической службой.
Потребителями методических услуг являются педагогические работники техникума.
В техникуме организована работа следующих цикловых методических комиссий:
- ЦМК общеобразовательных дисциплин;
- ЦМК технических специальностей;
- ЦМК сферы обслуживания;
- Группа физического воспитания.
Анализ состояния методической службы в техникуме осуществляется ежегодно с помощью разнообразных форм мониторинга её эффективности (анализ учебно-методического обеспечения образовательных программ; анализ портфолио педагогов; социологические опросы, направленные на оценку деятельности методической службы), бесед, анкетирования, индивидуальной и коллективной рефлексивной работы с педагогами, работы с нормативными и отчетными документами.
Итогом такого анализа является справка с отражением положительных и отрицательных сторон в деятельности методической службы, а также с рекомендациями, которые необходимо учесть при планировании методической работы.
Оценка актуального состояния методической службы Техникума показала, что МС имеет следующие преимущества:
- наличие команды активных педагогических работников, обладающих профессиональным и творческим потенциалом;
- централизованность действий сотрудников методического отдела;
- наличие СМК в структуре методического отдела;
- доступность и мобильность повышения уровня профессиональной компетенции педагогических кадров (сформированная система повышения квалификации педагогических работников);
- внедрение инноваций в образовательный процесс (статус пилотной площадки по реализации ФГОС СОО, массовое внедрение в образовательный процесс электронного обучения дистанционных образовательных технологий);
- наличие единой локальной сети с доступом к необходимым методическим документам для всех педагогических работников;
- достаточное владение информационно-коммуникационными технологиями сотрудниками, осуществляющими педагогическую деятельность;
- 100% педагогического персонала соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в части требований к образованию (имеет педагогическое образование, либо переподготовку в области профессионального образования и профессионального обучения);
- способность эффективно распространять накопленный опыт.
В тоже время сдерживающим фактором развития МС Техникума являются следующие проблемы:
- часть педагогов (37%) характеризуется недостаточным уровнем сформированности методологической культуры, необходимой при переходе педагога в статус исследователя, работающего в образовательном учреждении инновационного типа;
- отсутствие у ряда преподавателей готовности к постоянному совершенствованию и развитию своей профессиональной деятельности (16,9%);
- формальный подход педагогов к профессиональному самообразованию (75,6%). (У всех педагогов имеются темы по самообразованию, однако не все планомерно ее осуществляют. Зачастую педагоги подходят к данной работе формально, затрудняются определить результат своей деятельности по самообразованию);
- большая загруженность высокопрофессиональных педагогов учебным процессом приводит к снижению активности по распространению опыта;
- несовершенная система наставничества для начинающих педагогов;
- несовершенная система распределения педагогов по цикловым методическим комиссиям;
- формальный подход к работе ЦМК (заседания носят характер инструктивных совещаний);
- формальный подход в привлечении работодателей к разработке образовательных программ;
- несовершенная редакционно-издательская деятельность;
- слабое привлечение обучающихся к проектно-исследовательской деятельности;
- невысокая активность участия педагогов и обучающихся в НПК, конкурсах (26% и 27% соответственно).
В целом, задачи, поставленные перед методической службой решаются эффективно, развитие и совершенствование работы методической службы техникума возможно за счет сильных сторон:
- Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем, творческим потенциалом готов к внедрению в образовательный процесс техникума инновационных образовательных программ и технологий.
- Выстроенная система повышения квалификации её доступность и мобильность позволяет повысить профессиональную компетентность и способствует эффективной адаптации начинающих педагогов.
- Способность эффективно распространять накопленный опыт, открытое взаимодействие с другими ПОО позволяет совершенствовать технологии организации образовательного процесса.